Frequently Asked Questions (Часто Задаваемые Вопросы) по звуковым компакт-дискам (CD-DA) Создан: 28.06.98 Последняя модификация: 02.12.98 Автор: Евгений Музыченко (Eugene Muzychenko) 2:5000/14@FidoNet, music@spider.nrcde.ru Copyright (C) 1996-98, Eugene V. Muzychenko Все права в отношении данного текста принадлежат автору. При воспроиз- ведении текста или его части сохранение Copyright обязательно. Коммер- ческое использование допускается только с письменного разрешения авто- ра. При наличии изменений с момента последней публикации они отмечаются знаком ">-". ---------------------------------------------------------------------- - Как устроен компакт-диск? Конструкция диска CD-DA (Compact Disk - Digital Audio, компакт-диск - цифровой звук) и способ записи звука на нем описывается стандартом предложивших его фирм Sony и Philips, изданным в 1980 году под назва- нием Red Book (Красная Книга). Стандартный компакт-диск (CD) состоит из трех слоев: основы, отража- ющего и защитного. Основа выполнена из прозрачного поликарбоната, на котором методом прессования сформирован информационный рельеф. Поверх рельефа напыляется металлический отражающий слой (алюминий, золото, серебро, другие металлы и сплавы). Отражающий слой покрывается сверху защитным слоем поликарбоната или нейтрального лака - так, чтобы вся металлическая поверхность была защищена от контакта со внешней средой. Общая толщина диска - 1.2 мм. Информационный рельеф диска представляет собой непрерывную спиральную дорожку, начинающуюся от центра и состоящую из последовательности уг- лублений - питов (pits). Промежутки между питами носят название lands. Чередованием питов и промежутков различной длины на диске записывается закодированный цифровой сигнал: переход от промежутка к питу и наобо- рот обозначает единицу, а длина пита или промежутка - длину серии ну- лей. Расстояние между витками дорожки выбирается от 1.4 до 2 мкм, стандарт определяет расстояние в 1.6 мкм. ---------------------------------------------------------------------- - Каким образом на диске представляется звуковой сигнал? Исходный стереофонический звуковой сигнал подвергается оцифровке в 16-разрядные отсчеты (линейное квантование) с частотой дискретизации 44.1 кГц. Полученный цифровой сигнал носит название PCM (Pulse Code Modulation - импульсно-кодовая модуляция, ИКМ), так как каждый импульс исходного сигнала представляется отдельным кодовым словом. Каждые шесть отсчетов левого и правого каналов оформляются в первичные кадры, или микрокадры, размером 24 байта (192 бита), поступающие со скоростью 7350 штук в секунду, которые подвергаются кодированию при помощи дву- хуровневого кода CIRC (Cross Interleaved Reed-Solomon Code - избыточ- ный код Рида-Соломона с перекрестным перемежением) по схеме: перемеже- ние с задержкой на 1 байт, кодирование уровнем C2, перекрестное пере- межение с переменной задержкой, кодирование уровнем C1, перемежение с задержкой на 2 байта. Уровень C1 предназначен для обнаружения и кор- рекции одиночных ошибок, C2 - групповых. В результате получается блок длиной 256 бит, данные в котором снабжены разрядами обнаружения и кор- рекции ошибок, и к тому же "размазаны" до блоку, что приводит к записи смежных звуковых данных в физически несмежных областях диска и снижает влияние ошибок на отдельные отсчеты. Код Рида-Соломона имеет избыточность 25% и позволяет обнаруживать до четырех ошибочных байтов и корректировать до четырех потерянных или двух ошибочных байтов. Максимальная длина полностью исправляемого па- кета ошибок - около 4000 бит (~2.5 мм длины дорожки), однако не любой пакет такой длины может быть полностью исправлен. После второго перемежения к каждому полученному блоку добавляются раз- ряды субкодов - P, Q, R, S, T, U, V, W; каждый блок получает восемь субкодных битов. Затем каждые 98 блоков с субкодами оформляются в один сверхкадр длительностью 1/75 сек (объем чистых звуковых данных - 2352 байта), называемый также сектором, в котором субкоды первых двух бло- ков служат признаком синхронизации, а оставшиеся 96 разрядов каждого субкода образуют P-слово, Q-слово и т.д. На протяжении всей дорожки последовательность субкодных слов называют также субкодными каналами. Слова или каналы субкодов используются для управления форматом записи, индикации фрагментов фонограммы и т.п. - например, канал P служит для пометки звуковых дорожек и пауз между ними (0 - пауза, 1 - звук), а канал Q - для пометки формата дорожек и секторов, записи оглавления TOC (Table Of Contents - таблица содержимого) и временнЫх меток, по которым отслеживается время воспроизведения. Канал Q может использо- ваться также для записи информации в ISRC (International Standard Recording Code - международный стандартный код записи), предназначен- ном для представления сведений о производителе, времени выпуска и т.п., а также - для разделения дорожки на отдельные фрагменты (всего на звуковом диске может быть до 99 звуковых дорожек, каждая из которых может включать до 99 фрагментов). В конце концов оформленные таким образом кадры подвергаются канальному кодированию в терминах "пит - промежуток" с использованием избыточного кода 8/14 (Eight to Fourteen Modulation - EFM), в котором исходные байты кодируются 14-битными словами, повышающими разборчивость сигна- ла. Между словами вставляется по три связующих бита для соблюдения ог- раничений на количество смежных нулей и единиц, что облегчает демоду- ляцию и уменьшает постоянную составляющую сигнала. В результате из каждого первичного микрокадра получается 588 канальных битов, и полу- ченный битовый поток записываются на диск со скоростью 4.3218 (588 x 7350) Мбит/с. Поскольку EFM-кодирование дает цифровой поток, в котором нулей больше, чем единиц, и была выбрана система представления единиц границами пита и промежутка, а количества нулей между единицами - дли- ной пита или промежутка соответственно. В начале диска располагается так называемая вводная (lead-in) зона, содержащая информацию о формате диска, структуре звуковых программ, адресах фрагментов, названиях произведений и т.п. В конце записывается выводная (lead-out) зона (дорожка с номером AA), выполняющая роль гра- ницы записанной области диска; бит P-кода в этой зоне изменяется с частотой 2 Гц. Ряд бытовых проигрывателей не может опознать диск без этой зоны, однако многие могут обходиться без нее. Между вводной и вы- водной зонами записывается программная область (Program Memory Area - PMA), содержащая собственно звуковые данные. Программная область отде- лена от вводной зоны участком из 150 пустых блоков (2 секунды), игра- ющим роль зазора (pre-gap). Общая длительность записи на компакт-диске - 74 минуты, однако при уменьшении стандартного шага дорожки и расстояния между питами можно достичь увеличения времени записи - за счет снижения надежности считы- вания в стандартном дисковом приводе. ---------------------------------------------------------------------- - Как записываются и изготавливаются компакт-диски? Основной способ изготовления дисков - прессование с матрицы. Оригинал формируется с исходной цифровой мастер-ленты, содержащей уже подготов- ленный и закодированный цифровой сигнал, специальным высокоточным станком на стеклянном диске, покрытом слоем фоторезиста - материала, изменяющего свою растворимость под воздействием лазерного луча. При обработке записанного оригинала растворителем на стекле возникает тре- буемый рельеф, который методом гальванопластики переносится на никеле- вый оригинал (негатив), который может служить матрицей при мелкосерий- ном производстве, либо основой для снятия позитивных копий, с которых, в свою очередь, снимаются негативы для массового тиражирования. Штамповка выполняется методом литья под давлением: с негативной матри- цы прессуется поликарбонатная подложка с рельефом, сверху напыляется отражающий слой, который покрывается лаком. Поверх защитного слоя обычно наносятся информационные надписи и изображения. Диски с возможностью записи (CD-R, "болванки") изготавливаются таким же методом, но между основой и отражающим слоем располагается слой ор- ганического вещества, темнеющего при нагревании. В исходном состоянии слой прозрачен, при воздействии лазерного луча образуются непрозрачные участки, эквивалентные питам. Для облегчения слежения за дорожкой при записи на диске в процессе изготовления формируется предварительный рельеф (разметка), дорожка которого содержит метки кадров и сигналы синхронизации, записанные со сниженной амплитудой и впоследствии пе- рекрываемые записываемым сигналом. Записываемые диски за счет наличия органического фиксирующего слоя имеют более низкий коэффициент отражения, чем штампованные, отчего не- которые проигрыватели (Compact Disk Player - CDP), рассчитанные на стандартные алюминиевые диски и не имеющие запаса по надежности чте- ния, могут воспроизводить диски CD-R менее надежно, чем обычные. ---------------------------------------------------------------------- - Как воспроизводятся компакт-диски? При воспроизведении звуковой компакт-диск вращается с постоянной ли- нейной скоростью (Constant Linear Velocuty - CLV), при которой ско- рость дорожки относительно воспроизводящей головки приблизительно рав- на 1.25 м/с. Система стабилизации скорости вращения поддерживает ее на таком уровне, чтобы обеспечить скорость считанного цифрового потока равной 4.3218 Мбит/с, поэтому в зависимости от длины питов и промежут- ков действительная скорость может изменяться. Угловая скорость диска при этом изменяется от 500 об/мин при чтении самых внутренних участков дорожки до 200 об/м на самых внешних. Для считывания информации с диска используется полупроводниковый лазер с длиной волны около 780 нм (инфракрасный диапазон). Луч лазера, про- ходя через фокусирующую линзу, падает на отражающий слой, отраженный луч попадает в фотоприемник, где происходит определение питов и проме- жутков, а также проверка качества фокусировки пятна на дорожке и его ориентации по центру дорожки. При нарушении фокусировки происходит пе- ремещение линзы, работающей по принципу диффузора громкоговорителя (voice coil - звуковая катушка), при отклонении от центра дорожки - перемещение всей головки по радиусу диска. В сущности, системы управ- ления линзой, головкой и шпиндельным двигателем в приводе являются системами автоматической регулировки (САР) и находятся в режиме посто- янного слежения за выбранной дорожкой. Полученный от фотоприемника сигнал в коде 8/14 демодулируется, в ре- зультате чего восстанавливается результат кодирования по CIRC с добав- ленными субкодами. Затем производится отделение субкодных каналов, де- перемежение и декодирование CIRC на двухступенчатом корректоре (C1 - для одиночных ошибок и C2 - для групповых), в результате чего обнару- живается и исправляется большая часть ошибок, внесенных нарушениями при штамповке, дефектами и неоднородностью материалов диска, царапина- ми на его поверхности, нечетким определением пита/промежутка в фотоп- риемнике и т.п. В итоге поток "чистых" звуковых отсчетов направляется на ЦАП для преобразования в аналоговую форму. В звуковых проигрывателях после корректора имеется также интерполятор различной сложности, приближенно восстанавливающий ошибочные отсчеты, которые не удалось исправить в декодере. Интерполяция может быть ли- нейной - в простейшем случае, полиномиальной или с использованием сложных гладких кривых. Для выполнения деперемежения любое CD-читающее устройство имеет буфер- ную память (стандартный объем - 2 кб), которая заодно используется для стабилизации скорости цифрового потока. Для декодирования может ис- пользоваться несколько различных стратегий, в которых вероятность об- наружения групповых ошибок обратно пропорциональна надежности их кор- рекции; выбор стратегии отдается на усмотрение разработчика декодера. Например, для CD-проигрывателя с мощным интерполятором может выбирать- ся стратегия с упором на максимальное обнаружение, а для CDP с простым интерполятором или привода CD-ROM - на максимальную коррекцию. ---------------------------------------------------------------------- - Каковы параметры звукового сигнала на CD? Стандартные параметры оцифровки - частота дискретизации 44.1 кГц и разрядность отсчета 16 - определяют следующие теоретически вычисленные характеристики сигнала: Диапазон частот - 0..22050 Гц Динамический диапазон - 98 дБ Уровень шума - -98 дБ Коэффициент нелинейных искажений - 0.0015% (на максимальном уровне сигнала) В реальных устройствах записи и воспроизведения CD верхние частоты не- редко обрезаются на уровне 20 кГц для создания запаса по крутизне АЧХ фильтра. Уровень шума может быть как меньше 98 дБ в случае линейного ЦАП и шумного выходного усилителя, так и больше - в случае передискре- тизации на более высокой частоте с использованием ЦАП типа Delta-Sigma, Bitstream или MASH и малошумящих усилителей. Коэффициент нелинейных искажений сильно зависит от применяемого ЦАП выходных цепей и качества источника питания. Динамический диапазон в 98 дБ определяется для CD, исходя из разницы между минимальным и максимальным уровнем звукового сигнала, однако на малом сигнале значительно возрастает уровень нелинейных искажений, от- чего реальный динамический диапазон, внутри которого сохраняется при- емлемый уровень искажений, обычно не превышает 50-60 дБ. Коэффициент детонации в системе "компакт-диск" лишен смысла, поскольку нестабильность скорости вращения диска напрямую никак не связана с нестабильностью выходного сигнала, которая практически целиком опреде- ляется задающими генераторами. Однако "тонкая" зависимость звука от работы механических и электронных систем CDP может проявляться благо- даря распространению помех по цепям питания, наводкам между сигнальны- ми линиями, микрофонному эффекту отдельных деталей и прочим паразитным воздействиям на звуковой тракт. В частности, помехи по питанию вызыва- ют дрожание фазы (jitter) опорных генераторов, приводящее к такому же дрожанию фазы цифрового сигнала, поступающего на ЦАП, что в итоге на- рушает фазовые характеристики звукового сигнала, ощущаемые на слух как "размывание" и потеря локализации источников звука в пространстве. ---------------------------------------------------------------------- - Что такое jitter? Джиттер - быстрое по отношению к длительности периода дрожание фазы цифрового сигнала, когда нарушается строгая равномерность следования фронтов импульсов. Такое дрожание возникает из-за нестабильности так- товых генераторов, а также в местах выделения синхросигнала из ком- плексного сигнала методом PLL (Phase Locked Loop - петля с захватом фазы, или фазовая автоподстройка частоты - ФАПЧ). Такое выделение име- ет место, например, в демодуляторе сигнала, считанного с диска, в ре- зультате чего образуется опорный синхросигнал, который путем коррекции скорости вращения диска "подгоняется" к эталонной частоте 4.3218 МГц. Частота синхросигнала, а следовательно - его фаза и фаза информацион- ного сигнала - при этом непрерывно колеблются с различной частотой. Дополнительный вклад может вносить неравномерность расположения питов на диске, порожденная, например, некачественным прессованием или нес- табильной записью. Однако неравномерности сигнала с диска полностью компенсируются вход- ным буфером декодера, так что любое дрожание и детонация, возникшие до помещения сигнала в буфер, на этом этапе уничтожаются. Выборка из бу- фера управляется стабильным генератором с фиксированной частотой, од- нако таким генераторам тоже присуща определенная, хотя и гораздо мень- шая, нестабильность. В частности, она может быть вызвана помехами по цепям питания, которые, в свою очередь, могут возникать в моменты сра- батывания САР и коррекции скорости диска или положения головки/линзы. На дисках низкого качества эти коррекции происходят чаще, давая ряду экспертов повод напрямую связывать стабильность выходного сигнала с качеством диска, хотя на самом деле причиной является недостаточно хо- рошая развязка систем CDP. ---------------------------------------------------------------------- - Что означают аббревиатуры AAD, DDD, ADD? Буквы этой аббревиатуры отражают формы звукового сигнала, использован- ные при создании диска: первая - при исходной записи, вторая - при об- работке и сведении, третья - конечный мастер-сигнал, с которого форми- руется диск. "A" обозначает аналоговую (analog) форму, "D" - цифровую (digital). Мастер-сигнал для CD всегда существует только в цифровой форме, поэтому третья буква аббревиатуры всегда "D". И аналоговая, и цифровая формы сигнала имеют свои достоинства и недос- татки. При записи и обработке сигнала в аналоговой форме наиболее пол- но сохраняются его "тонкие элементы", в частности - высшие гармоники, однако возрастает уровень шума и искажаются амплитудно-частотная и фа- зо-частотная характеристики (АЧХ/ФЧХ). При обработке в цифровой форме высшие гармоники принудительно обрезаются на половине частоты дискре- тизации, а часто и еще ниже, однако все дальнейшие операции выполняют- ся с предельно возможной для выбранного разрешения точностью. Сигнал, прошедший аналоговую обработку, ряд экспертов оценивает, как более "теплый" и "живой", однако многие современные методы обработки сигнала приемлемо реализуются только в цифровом варианте. ---------------------------------------------------------------------- - Могут ли два одинаковых диска звучать по-разному? Прежде всего, необходимо убедиться, что диски действительно содержат идентичный цифровой звуковой сигнал. Полное двоичное совпадение двух дисков на уровне конфигурации питов и промежутков практически невоз- можно за счет мелких дефектов материала и искажений при обработке мат- риц и прессовании, однако благодаря избыточному кодированию подавля- ющее большинство этих ошибок исправляется при декодировании, обеспечи- вая один и тот же цифровой поток "высокого уровня". Сравнить цифровое содержимое дисков можно путем чтения их в приводе CD-ROM, поддерживающем режим Read Long или Raw Read - считывания "длинных секторов", которые на самом деле являются сверхкадрами CD-DA объемом 2352 байта каждый. Подробнее об этом можно прочитать в FAQ по CD-ROM или в руководстве к программам считывания звука (CD-DA Grabbers/Rippers). Сравнить диски можно также на студийной аппаратуре, умеющей читать диски в цифровом виде на DAT-магнитофон. >- Причин для возникновения цифровых различий между похожими на слух дисками может быть несколько. Некоторые приводы CD-ROM и другие аппа- раты цифрового чтения CD-DA могут в целях недопущения прямого копиро- вания вносить в сигнал малозаметные на слух искажения (например, при- меняя сглаживающие полиномы), а большинство приводов, поддерживающих команды чтения полных кадров, делают это неаккуратно и неточно. При изготовлении копий (перепечаток) звуковых дисков, особенно пиратским способом, они нередко копируются с передискретизацией на другую часто- ту (например, 48 кГц в DAT) с последующей передискретизацией на исход- ную, либо вовсе через аналоговый тракт с двойным преобразованием циф- ра/аналог. Ряд версий записывающих программ для CD-R также намеренно или случайно искажает исходные данные, так что копия не совпадает с оригиналом. Если цифровое содержимое двух дисков совпадает, они тем не менее тоже могут давать различное звучание на одном CDP. Возможными причинами этого могут быть: - Недостаточно надежная система считывания и декодирования во многих дорогих CDP, преднамеренно рассчитанная на столь же редкие и дорогие диски. Это косвенно подтверждается тем, что нередко диски низкого ка- чества, успешно считываемые дешевыми CDP, крайне плохо воспроизводятся проигрывателями класса High End. - Применение в декодере CIRC стратегий, ориентированных на обнаружение ошибок, нежели на их исправление, в результате чего безошибочно считы- ваются только очень качественные диски, а большая часть обычных порож- дает ошибки, маскируемые интерполятором. - Недостаточно полное подавление помех, создаваемых механической сис- темой CDP, которая при плохом качестве сигнала с диска работает с большей нагрузкой и создает помехи большей интенсивности. - Различные коэффициенты отражения/преломления луча, глубина/форма пи- тов, неровность дорожки, а также прочие особенности дисков, влияющие на интенсивность отраженного луча и форму сигнала, создаваемого им в фотоприемнике. Даже если восстановленный при декодировании цифровой сигнал в обоих случаях будет одинаковым, тем не менее электрические процессы, происходящие в CDP, в общем случае будут различны. Отголоски этих процессов в виде паразитных помех могут проникать в схему ЦАП и влиять на выдаваемый им звуковой сигнал. >- Надо отметить, что даже если цифровое содержимое двух дисков совпа- ло при их сравнении в некоторой системе (CD-ROM, специальные устрой- ства для сравнения оригинала/копии и т.п.), это вовсе не означает, что на том или ином CDP с них также будут декодироваться идентичные цифро- вые сигналы. Поэтому наиболее надежным способом выяснения причины раз- личий в звуке будет использование CDP с цифровым выходом, с которого во время прослушивания обоих дисков ведется запись на какое-либо ус- тройство хранения. Последующее цифровое сравнение полученных сигналог- рамм покажет, в каком месте проигрывателя в сигнал вносятся слышимые ухом изменения. >- Разумеется, перед сравнением оригинала и копии таким способом необ- ходимо убедиться в повторяемости результатов многократного считывания одних и тех же дисков. Различные цифровые сигналограммы в этом случае могут свидетельствовать о ненадежном считывании диска или плохой рабо- те цифровых интерфейсов (приемник, передатчик, кабель, разъемы). Иден- тичность цифровых данных при повторных воспроизведениях нескольких дисков можно считать достаточным признаком надежности как самих дис- ков, так и систем считывания, декодирования и межмодульной передачи. Слуховое сравнение звучания дисков должно быть корректным - наиболее признанным является двойной слепой тест (double-blind test). Суть ме- тода состоит в том, что эксперт (слушатель) не должен видеть манипуля- ций с аппаратурой и производящего их человека, а сам этот человек, произвольным образом меняющий диски, не должен знать особенностей их содержимого. Таким образом максимально исключаются любые влияния, в том числе "тонкие" и неизученные, людей на аппаратуру и друг на друга, а мнение эксперта считается предельно непредвзятым. ---------------------------------------------------------------------- - Что такое HDCD? High Definition Compatible Digital - "сверх-система" кодирования звука на CD, использующая стандартный формат CD-DA. Звуковой сигнал с более высокой разрядностью и частотой дискретизации подвергается цифровой обработке, в результате которой из него выделяется основная часть, ко- дируемая, как обычно, методом PCM, а дополнительная информация, уточ- няющая мелкие детали, кодируется в младших битах отсчетов (LSB) и мас- кируемых спектральных областях. При проигрывании диска HDCD на обычном CDP используется только основная часть сигнала, а при использовании специального CDP со встроенным декодером и процессором HDCD из цифро- вого кода извлекается вся информация о сигнале. ---------------------------------------------------------------------- - Как обращаться с компакт-дисками? Избегая механического повреждения любой из поверхностей, попадания на диск органических растворителей и прямого яркого света, ударов и пере- гибов диска. Надписи на записываемых дисках допускается делать только карандашами или специальными фломастерами, исключая нажим и использо- вание шариковых или перьевых ручек. При извлечении диска из коробки следует остерегаться его перегиба. Один из удобных и безопасных методов требует участия двух рук - боль- шой палец левой руки слегка нажимает на фиксатор, ослабляя его, в то время как другая рука снимает диск с фиксатора. Метод с использованием одной руки, когда указательный палец ослабляет фиксатор, а большой и средний снимают диск, требует более точного согласования усилий, без которого легко перегнуть диск или сломать лепестки фиксатора. Загрязненный диск можно мыть теплой водой с мылом или неагрессивным поверхностно-активным веществом (шампунь, стиральный порошок), либо специально выпускаемыми жидкостями. Неглубокие царапины на прозрачном слое можно заполировать - полирующими пастами, не содержащими органи- ческих растворителей и масел, или обычной зубной пастой. ---------------------------------------------------------------------- - Что такое "зеленый фломастер" и зачем он нужен? Это фломастер, наполненный специальным составом, хорошо поглощающим инфракрасное излучение. Им закрашивается внешняя кромка диска с целью ослабить отражения луча от ее внутренней поверхности, и тем самым сни- зить помехи от паразитных отражений на основной луч. Многие пользователи и эксперты утверждают, что обработанный таким об- разом диск дает более чистое звучание в аппаратах высокого класса, приписывая это более точному считыванию цифровой информации с диска, который в своем исходном виде якобы не может быть достоверно считан в большинстве приводов. Однако тщательно выполненная система (привод и декодер) в состоянии правильно считывать не только необработанные дис- ки, но и диски среднего качества, и даже слегка загрязненные и поцара- панные, поэтому возможные причины улучшения звучания следует искать не в диске. Наиболее вероятными объяснениями этого феномена представляют- ся те же факторы, которые создают различное звучание совпадающих по цифровому содержимому экземпляров дисков. ---------------------------------------------------------------------- - Где найти более подробную информацию по компакт-дискам? П. Шкритек, Справочное руководство по звуковой схемотехнике. - М., "Мир", 1991. Оптические дисковые системы. - М., "Радио и связь", 1991. Compact Disk Terminology, Jim Fricks, Disc Manufacturing, Inc. Рас- пространяется в файле CD_Term.Doc. CD-R FAQ, Andy McFadden, www.fadden.com/cdrfaq/ www.cd-info.com а также с помощью поисковых систем по ключевым словам CD, CD-DA, Compact Disk, CDP, CIRC и т.п. ---------------------------------------------------------------------- Большое спасибо всем приславшим ответы, рекомендации, замечания и со- веты для этого FAQ. Текст FAQ в альтернативной кодировке доступен для FReq на 2:5000/14@FidoNet по имени CDDAFAQ. Более подробные сведения по цифро- вому звуку можно найти в SOUNDFAQ, по дискам и приводам CD-ROM - в CDROMFAQ. Полный пакет FAQ и описаний доступен на ftp://spider.nrcde.ru/pub/text/tech/emtcfaqs.zip и через страницу FAQ на http://spider.nrcde.ru. Пакет распространяется также по FIDO fileecho XHRDDOCS. ======================================================================